История развития в России медико-социальной службы в её современном виде началась с ХХ века. Первые специальные медицинские экспертные учреждения или консультационные бюро врачей начали организовываться с 1908 года.
После Октябрьской революции продолжилась разработка основных вопросов экспертизы инвалидности. В 1918 в стране начали создаваться первые бюро врачебной экспертизы (БВЭ) – учреждения, являющиеся предшественниками действующих в настоящее время федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Основанием для создания БВЭ явился принятый 31 октября 1918 года декрет Совнаркома РСФСР «Положение о социальном обеспечении трудящихся», который определил, что «…наличие инвалидности и степень ее устанавливается медицинской экспертизой…». Кодексом законов о труде, принятом 10 декабря 1918года, уточняется название данных учреждений – «факт постоянной или временной утраты трудоспособности удостоверяется медицинским освидетельствованием, проходимым в бюро врачебной экспертизы при общегородских, районных и областных кассах».
В 1920 году бюро врачебной экспертизы из Наркомата труда РСФСР передаются в Наркомат здравоохранения РСФСР, в ведении которого бюро врачебной экспертизы, а с 1927 года — врачебные экспертные комиссии (ВЭК) находятся до 1932 года.
В принятом 6 июля 1928 года "Положении о врачебно-экспертных комиссиях" был определен круг задач, решаемых комиссиями: установление наличия инвалидности, степени, характера и причины инвалидности, определение способов восстановления трудоспособности путем долечивания, переобучения, установления необходимости протезирования инвалидов, связи инвалидности с получением инвалидами трудового увечья и профессионального заболевания.
Для организации научно-методической работы, с целью развития врачебно-трудовой экспертизы, в 1931-32 годах создаются: Центральный институт экспертизы трудоспособности и трудоустройства инвалидов в г. Москве (ЦИЭТИН), Ленинградский институт труда инвалидов (ЛИТИН) и Ленинградский Научно-исследовательский институт врачебно-трудовой экспертизы (НИВТЭ). Затем в 1932-1934 годах создаются научно-исследовательские институты экспертизы трудоспособности в городах Свердловск, Харьков, Иванов, Горький, открываются филиалы ЦИЭТИНа в Ростове-на-Дону. Основным направлением научной деятельности созданных институтов было решение проблем экспертизы трудоспособности и социально-трудовой реабилитации инвалидов.
В 1932 году вводится новая классификация инвалидности, в основу которой был положен принцип определения трудоспособности с учетом медицинского и социального факторов. Были введены три группы инвалидности с регламентированием критериев по каждой группе с учетом профессиональной деятельности освидетельствуемого.
В 1933 году врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) были переданы в ведение Всесоюзного Центрального Совета профсоюзов (ВЦСПС), а в 1937г. - в Министерство социального обеспечения РСФСР, в ведении которого находились вплоть до 1991 года.
В военный период вопросы экспертизы трудоспособности увечных воинов и граждан приобретают особую значимость, а дело трудового устройства инвалидов становится всенародной задачей. Резко возрастают объемы экспертной деятельности ВТЭК, значительно увеличивается их число. Так, если в 1940 году в стране функционировало 1211, то в 1944 году — 2776 ВТЭК. Новые врачебно-трудовые комиссии в соответствии с постановлением Совнаркома СССР «Об обеспечении своевременного назначения пенсии инвалидам Отечественной войны» от 7 мая 1942 года создавались преимущественно при военных госпиталях — так называемые госпитальные ВТЭК, а также при поликлиниках крупных предприятий и узловых станциях железных дорог. К функциям ВТЭК, выполняемым в мирное время, добавилось установление наличие или отсутствие связи инвалидности с пребыванием на фронте, обязательность оформления рекомендаций по обучению и трудоустройству инвалидов.
В принятом в 1948 году новом "Положении о врачебно-трудовых экспертных комиссиях", был расширен круг задач, стоящих перед ВТЭК, в части профилактической и реабилитационной направленности. ВТЭК предписывалось: содействовать восстановлению трудоспособности инвалидов (восстановительное лечение, протезирование, профессиональное обучение, переквалификация); определять для инвалидов условия и виды труда, доступные по состоянию здоровья и в связи с физическим дефектом (перевод на другую работу, освобождение от сверхурочных работ и от работы в ночных сменах); проводить изучение условий труда инвалидов непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также выявлять виды работ и профессий, доступных инвалидам.
На основании результатов научных исследований и обобщения опыта работы в области врачебно-трудовой экспертизы и трудового устройства инвалидов в 1954г. была принята Инструкция по определению групп инвалидности, утвержденная Министерством здравоохранения СССР и ВЦСПС. В этом документе сохранилась принятая ранее классификация инвалидности, но в критерии определяющие группу инвалидности были внесены серьёзные изменения При определении степени утраты трудоспособности учитывались характер и степень нарушения функций, течение заболевания, восстановительные возможности организма, профессия и условия труда больных. В принятой Инструкции предполагалась возможность определения трудовых рекомендаций инвалидам I и II группы, в специально созданных или индивидуально организованных условиях.
В 1955г. были созданы специализированные ВТЭК, организованы ВТЭК следующего уровня (республиканские, краевые, областные), на которые были возложены функции контроля, консультационной деятельности и методическое руководство. Руководство и контроль над работой ВТЭК осуществлялись региональными отделами социального обеспечения.
В 1956 году были приняты новые редакции документов: "Положение о ВТЭК", "Инструкция по определению групп инвалидности", "Перечень заболеваний и дефектов, при которых группа инвалидности устанавливается ВТЭК без срока переосвидетельствования", утверждена "Инструкция по определению медицинских показаний на получение инвалидами автомобилей с ручным управлением и мотоколясок".
После принятия Федерального закона № 181 от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской федерации" началось реформирование врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную службу. В это же время создается новая концепция инвалидности, согласно которой в критерии для установления инвалидности добавлены критерии ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности. Вводится новое определение понятия "инвалид", дано понятие "реабилитация инвалидов" и "индивидуальная программа реабилитации инвалида".
С 1996 г. врачебно-трудовые экспертные комиссии были упразднены и их функции переданы учреждениям медико-социальной экспертизы в системе Министерства социальной защиты населения РФ.
Становление экспертной службы в Ульяновской области осуществлялось в ногу со временем.
В 1919 году во исполнение декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 21 июля 1918 года был организован отдел здравоохранения исполнительного комитета Ульяновского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (губздравотдел). Установление инвалидности было возложено на врачебно-контрольные комиссии, созданные при больницах.
Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР № 941 от 17 ноября 1943 года утверждается «Положение об областном (краевом) отделе соцобеспечения». В указанном постановлении были указаны задачи областного отдела социального обеспечения, одной из которых являлась организация в области врачебно-трудовых экспертных комиссий и руководство их работой.
В 1960 году впервые была организована врачебно – экспертная комиссия для освидетельствования офтальмологических больных.
С июля 1964 года впервые устанавливается государственная система социального обеспечения колхозников. Управление ВТЭ письмом № 8-4-206 от 25.08.1964 обязывает ВТЭК проводить экспертизу трудоспособности членов колхоза и их семей.
В 1973 году Облсобес переведен в новое здание по адресу ул. Федерации, д.60. В этом же здании размещаются областная ВТЭК, городская, межрайонная, психиатрическая, глазная. В дальнейшем психиатрическая ВТЭК была переведена на базу больницы им. Карамзина (1978 г.), глазная – в поликлинику областной больницы (1977 г.), городская – в поликлинику № 4 (1978 г.). В здании областного отдела соцобеспечения остаются межрайонная и областная ВТЭК. В 1997 году межрайонная ВТЭК (в последующем ВТЭК №2) была переведена в отдельно стоящее здание в Железнодорожном районе города.
После выхода Закона о социальной защите инвалидов в России главой Администрации г. Ульяновска издано постановление от 14.02.1997 № 23 «Об утверждении государственной службы медико-социальной экспертизы». Данным документом утверждено «Положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы», «Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида» и «Индивидуальная программа реабилитации». Государственная служба медико-социальной экспертизы создана на базе врачебно - трудовых экспертных комиссий.
В январе 1999 года впервые началось формирование педиатрической службы МСЭ в связи с вступлением в законную силу нормативных документов, регламентирующих порядок проведения медико-социальной экспертизы детям (детьми-инвалидами признаются граждане в возрасте до 18 лет).
Постановлением Главы администрации от 13.03.1999 № 46 «Об организации педиатрической службы МСЭ на территории Ульяновской области» утверждено «Положение о педиатрических бюро МСЭ» и «Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида».
Уголовно-исполнительным кодексом РФ с 01.07.1997 определено право лиц, осужденных к лишению свободы, на государственное пенсионное обеспечение при наличии группы инвалидности. В целях реализации данного указания по комитету социальной защиты населения был издан приказ «О порядке признания осужденного инвалидом в учреждениях государственной службы МСЭ», определяющий порядок проведения освидетельствования заключенных.
В ноябре 1999 года в структуре областного комитета социальной защиты населения было создано «Управление по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов», в состав которого вошла служба МСЭ.
Очередными переломными моментами в развитии службы медико-социальной экспертизы стали 2004-2005 года. В связи с изменениями, внесенными в 2004 г. в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ, учреждения государственной службы МСЭ с 01.01.2005 реорганизованы в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (ФГУ МСЭ). На территории Ульяновской области образовано Федеральное государственное учреждение «Главное бюро МСЭ по Ульяновской области».
В 2008 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 423 главные бюро МСЭ субъектов Российской Федерации были переданы в ведение Федерального медико-биологического агентства (ФМБА).
По распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 1270-р учреждения медико-социальной экспертизы находятся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
В настоящее время структура учреждения представлена двумя экспертными составами, осуществляющими освидетельствование по обжалованию решений бюро-филиалов и контролю за вынесенными первичными бюро экспертными решениями, а также пятнадцатью бюро-филиалами, четыре из которых являются бюро специализированного профиля (психиатрическое, офтальмологическое, фтизиатрическое, педиатрическое) обслуживают г. Ульяновск и Ульяновскую область (за исключением населения, направленного для проведения медико-социальной экспертизы МСЧ № 172 ФМБА России). В районах Ульяновской области находятся 2 бюро МСЭ: в г. Инза и г. Барыш. Число освидетельствований в Главном бюро МСЭ по Ульяновской области, как и по всем субъектам Российской Федерации, ежегодно снижается: в 2015 году было проведено 35484 освидетельствований, в 2016 году – 35172; в 2017 году - 33600. Общее количество врачей-экспертов, работающих в учреждении, составляет 49 человек. Укомплектованность врачебными кадрами составила 59%. Квалификационную категорию имеют 78% врачей (при рекомендуемом показателе Минтруда России не менее 55%).
С 2012 года в квалификационный справочник профессий включена специальность «врач по медико-социальной экспертизе», в связи с чем, все врачи прошли профессиональную подготовку (или переподготовку) по указанной специальности.
Законодательство в сфере социальной защиты инвалидов непрерывно изменяется, тем самым определяя потребность в модернизации системы медико-социальной экспертизы в рамках реализации государственной программы «Доступная среда на 2011-2015г.г.» (с продлением до 2020 года), ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов (Женева, 2006) и др. Для реализации требований нормативных документов ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России работает в тесном контакте с Правительством Ульяновской области, Администрацией г. Ульяновска, Ульяновским государственным университетом, Фондом социального страхования Ульяновской области, Пенсионным Фондом Ульяновской области, общественными организациями инвалидов г. Ульяновска и Ульяновской области. По вопросам независимой оценки качества оказания услуг медико-социальной экспертизы на базе ФКУ "ГБ МСЭ по Ульяновской области" Минтруда России с 2017 года начал работу Общественный Совет.